Глушкова Наталья Павловна, воспитатель

Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Детское экспериментирование и его значение»

 Цель: Знакомство родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития познавательного интереса, познавательной активности, мышления, воображения и самостоятельности дошкольников.

Задачи:

- раскрыть актуальность детского экспериментирования на сегодняшний день.

- расширить представления родителей о значении экспериментирования в жизни ребенка.

- познакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

- дать рекомендации родителям для того, чтобы их ребенок проявлял познавательную активность и самостоятельность.

Ход родительского собрания:

Вводная часть.

- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня родительское собрание буду вести я – Глушкова Наталья Павловна, научный сотрудник детской экспериментальной лаборатории «Маленькие фокусники»».

- Не зря я начала наше собрание с такого представления, потому что, как вы, наверное, уже поняли, речь будет идти о детском экспериментировании и его значении в развитии ребенка младшего дошкольного возраста. Так же сегодня мы поэкспериментируем сами и посмотрим, как экспериментируют наши дети. Узнаем, что необходимо сделать, чтобы дети проявляли познавательную активность, и подведем итоги в конце нашего собрания.

Основная часть.

Глядя на детей нашей группы, мы каждый день видим, что практически ни один ребенок не сидит на месте. Ребята постоянно двигаются, что-то рассматривают, разбирают, складывают, обследуют, с интересом наблюдают за окружающим миром. И чтобы их познавательная деятельность не была стихийной, детей нужно направлять. Нынешние дети живут и воспитываются в эпоху информатизации, в связи с ситуациями быстро меняющейся жизни, когда от человека, требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Всему этому способствует детский экспериментДетское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника.

- Как вы думаете, когда ребенок начинает экспериментировать(ответы родителей).

На самом деле ребенок начинает экспериментировать не в год, не в два года, а с пеленок. Крошечный младенец экспериментирует, едва родившись: заплачу – мама подойдет, дотронусь до игрушки – она зазвенит. Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Всем мамам знакомы рассыпанная крупа, разломанные игрушки, песок и подобранные на земле предметы в карманах, камешки и монетки во рту ребенка. А ведь все это значит, что ребенок растет и познает мир.

- Подумайте над словами Конфуция: «Что я слышу – забываю, что я вижу – я помню, что я делаю – я понимаю…». Как вы понимаете это выражение? (ответы родителей). Ребенок самый пытливый исследователь окружающей действительности.Это вполне очевидно: дети любят брать в рот различные предметы, открывать и закрывать двери и крышки, выбрасывать из кроватки все игрушки, ходить по лужам, есть снег и песок так перечислять можно бесконечно. К 3-4 годам дети чётко ощущают собственную личность. Они хотят быть самостоятельными, узнавать мир, открывать новое. Дети экспериментаторы и исследователи от природы. Эта способность заложена у них на биологическом уровне. Так почему же мы говорим о том, что необходимо развивать исследовательские способности детей?

Маленькие дети охвачены жаждой познания, рассматривая предмет, часто задают вопросы «Почему?»«А зачем?»«Где?» и т. д. Но нам легче сказать «Отстань»«Не знаю»«Потому что, потому»«Мне сейчас некогда» тем самым, мы взрослые, пресекаем детскую любознательность.

Очень часто мы своим детям говорим: «Нельзя»«Не лезь»«Не тронь»«Не поднимай» - этим мы тоже совершаем родительские ошибки. К сожалению, эти "родительские промахи" дадут о себе знать очень скоро - в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям да и не каждая мама позволит своему чаду залезть по локоть в муку, замесить тесто, растворить килограмм сахара в кастрюле с водой, принести домой сосульку, чтобы она растаяла, попробовать на вкус снег или раскрасить окно в комнате гуашью. Хотя именно эти, кажущиеся на первый взгляд, неправильные действия ребенка способствуют развитию любознательности и познавательной активности, а в дальнейшем развитию уже осознанного экспериментирования в более старшем возрасте. Кроме того, в процессе опытов и экспериментов дети испытывают ни с чем не сравнимый восторг, радость и удивление от знакомства с неожиданными свойствами и качествами окружающих и близких предметов.

В процессе игр – экспериментов у детей развивается:

Мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, фасолью, мелкими камешками и бусинками);

Воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко, если на него подуть)

Внимание и память (запомню – дома расскажу маме);

Развивается речь, ведь дошкольнику необходимо рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания

Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, - детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности. От своих открытий дети испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.

Что бы вас немного подготовить ко второй части собрания вспомним старый опыт, который проводили еще наши родители, чтоб развлечь нас. Возьмите и надуйте обычный воздушный шарик, заготовьте маленькие кусочки бумаги. Потрите шарик об шерстяную ткань или об волосы.

Поднесите шарик к бумажкам… и бумажки у нас "примагнитились" к шарику. Почему же это произошло (Ответы родителей). Правильно, это статическое электричество.

2 часть:

- Уважаемые родители, мы сейчас пройдем в нашу лабораторию, где я хочу предложить вам почувствовать себя настоящими экспериментаторами и провести несколько несложных опытов. Вам нужно подойти к столу, на котором находится табличка таким же цветом, что и карточка у вас в руках. На каждом столе находится все необходимое для проведения опыта, вы должны провести эксперимент и сделать выводы.

(Родители проводят эксперименты и обсуждают полученные результаты и причины, по которым появились именно эти результаты).

Опыт с яйцом и водой. (синяя карточка)

Материалы: Две 0,5 л банки с водой. Два яйца. Поваренная соль, ложка.

Работа с материалом.

Опустить яйцо в первую банку с водой. Оно утонет.

Во вторую банку насыпать соль (примерно 8 столовых ложек на пол-литра) и размешать. Опустить второе яйцо. Оно будет плавать.

Вывод: Соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора

А теперь я вам покажу фокус. Подливая соленой воды, я добьюсь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Опыт Цветы лотоса (красная карточка)

Материал: Бумага, таз с водой.

Вырежем из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Вывод: Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Опыт Чудесные спички (зеленая карточка)

Материал: 5 спичек.

Надломите спички посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Вывод: Волокна дерева впитывают влагу, которая ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Вот, уважаемые родители, вы и побыли настоящими экспериментаторами: подбирали материалы, выдвигали гипотезу, проводили эксперимент и делали выводы. А теперь я хочу предложить вам посмотреть презентацию о том, как экспериментируют дети в нашей группе(Родители смотрят презентацию).

3 часть: Просмотр презентации

Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний. Ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность действовать с изучаемыми объектами окружающего мира. Для этого в нашей группе создан «Центр экспериментирования – «Маленькие фокусники»(Воспитатель сопровождает свой рассказ показом слайдов)

Задачи центра экспериментирования: развивать первичные представления, наблюдательность, любознательность, активность мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формировать умение комплексно обследовать предмет;развивать компетенции: самостоятельность, инициативность, чувство уверенности в себе, умение работать в коллективе, мышление.

Центр экспериментированиявключает в себя центры: центр песка и воды, центр науки и естествознания.В этих центрах:

- развиваются представления о физических качествах предметов и явлений;

- развивается тактильная чувствительность пальцев рук;

- формируются элементарные математические представления;

- развивается восприятие различных цветов, вкусов, запахов;

- развивается умение размышлять, сопоставлять, формулировать вопросы, делать собственные выводы;

- обогащаются эмоциональные переживания ребенка.

В нашем центре экспериментирования есть :

- тематические альбомы;

- коллекции семян разных растений; коллекция листьев разных деревьев, шишки сосны и ели, камешки, ракушки, пуговицы,

- коллекция разных видов ткани, бумага, вата, пипетки.

- песок, глина;

- наборы игрушек резиновых и пластмассовых для игр с водой;

- простейшие приборы и приспособления;

- лупы, сосуды для воды, пробки, трубочки разной длины, зеркальце для игр с «солнечным зайчиком»«мыльные пузыри».

_ мелкие игрушки для игр с песком

Заключительная часть.

В заключении, хотелось бы сказать, что детство – это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее будет идти его развитие. А вы, в свою очередь, должны эту деятельность поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например,что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, кусочки мыла и т. п.

Кухня – это не только место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду, но может быть и местом подходящим для проведения интересных опытов и экспериментов. Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа.

Для того, чтобы ребенок вырос любознательным, уверенным в себе человеком необходимо ему предоставлять свободу действий для исследования, дать возможность самостоятельно учиться методом «проб и ошибок». Когда же ребенку совершать ошибки, если не сейчас, в дошкольном возрасте? Самому их исправлять. Очень важно снять у детей скованность, боязнь «неправильных» действий, дать им возможность свободного выбора разных путей решения определенной проблемы, ощущение радости открытий и самое главное разделять эту радость вместе с ребенком.

И в завершении нашего собрания, я хочу вам раздать памятки, в которых подробно описано, как вы себя должны вести, как вы должны действовать по отношению к своему ребенку. Вы обязательно должны принять данные рекомендации во внимание.

Памятка для родителей«Организация познавательно-исследовательской деятельности дома»

Несложные опыты и эксперименты вместе с детьми можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установить цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2. Подобрать материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3. Обсудить процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Подвести итоги (точное описание ожидаемого результата)

5. Объяснить почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребенка.

Кроме того, уважаемые родители, ни одну воспитательную или образовательную задачу мы не можем реализовать в полной мере без вашего участия, без вашей помощи. Поэтому предлагаю вам принять участие в пополнении нашего центра экспериментирования «Маленькие фокусники». Вы можете приносить природные материалы, различный инвентарь, атрибуты для экспериментирования - халатики, шапочки, образцы разных видов тканей, вы можете создать свой альбом опытов и принести нам для выставки.

В заключение, хочу предложить вам несколько рекомендаций что сделать, что бы ваши дети экспериментировали:

• Будьте сами любопытными.

• Дайте ребенку возможность для самостоятельных детских исследований, не мешайте, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.

• Предлагайте новые интересные объекты для исследований.

• Старайтесь не ругать ребенка за сломанную игрушку, которую он разобрал в целях изучения ее.

• Отвечайте на многочисленные вопросы ребенка.

На этом наше собрание закончено. Надеюсь, что Вы получили удовольствие от нашей увлекательной и совместной деятельности.

21 февраля 2021 в 13:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.